Сегодня — 11 декабря 2016

Дизайн архитектуры: бизнес идея

 

На сегодняшний день рынок услуг, связанных с «обустройством окружающей среды» находится в стадии формирования, и осуществление архитектурных проектов становится на отлаженные рельсы. Возникают ниши и отдельные сегменты данного рынка, которые быстро заполняются.

О том, что на оказании услуг по обустройству жилища, офисов и сада-огорода, можно неплохо зарабатывать, свидетельствуют множество специализированных журналов, которых в России издается около двух десятков. Развитию рынка способствуют и строительный бум, и стабильный спрос, относительно низкий порог входа на рынок, не требующий больших вложений и обилие рабочей силы. Также отмечается то, что если раньше люди очень редко заказывали проект, и пользовались услугами так называемых «шабашников», которые делали непонятный «евро-стандарт», то сегодня многие владельцы квартир начинают осознавать значимость и полезность проектной документации, а не «голого энтузиазма» и ничем не подкрепленных идей. Поэтому дизайн и архитектура стремительно выделяются в отдельный рынок.


Несвободные и свободные художники.

На архитектурно-дизайнерском рынке представлено немало игроков. Здесь находят пристанище как крупные частные фирмы и комплексные государственные предприятия, так и индивидуальные предприниматели – «свободные художники», а также фирмы «средней руки», которые избрали основным видом деятельности проектирование, традиционный авторский надзор за строительством и выполнение функций представительства интересов заказчика. Главной фигурой здесь является архитектор-дизайнер, специалист, который в силах понять заказчика, предоставить ему будущий интерьер в наиболее наглядном виде: чертежи, эскизы, 3D-визуализация, знающего толк в отделочных материалах, и обладающего умением оперативно прорабатывать все до мелочей в своих проектах. Работа дизайнера многогранна, интересна, креативна, а взаимоотношения с клиентом порой сложны и часто требуют практических психологических навыков.  

В независимости от организационно-правовой формы предприятий и их форм собственности на этом рынке игроки занимаются «средовым» дизайном, то есть самыми разными по своим классам и типам объектами. Есть такие, которые успешно осваивают «индивидуальные заказы», способные решать самые сложные задачи, а есть и те, кто склоняется к типовым предложениям (как правило, у них в наличии около 5 вариантов типовых проектов для «панелек»). Некоторые готовы предложить широкий спектр услуг, а у других достаточно узкая специализация. Но существует тенденция к оказанию комплексных услуг всеми архитектурно-дизайнерскими фирмами. В этом бизнесе часто встречаются смежные архитектурно-строительные фирмы, в которых архитектурно-дизайнерский отдел организовывается «внутри» застройщика. Возможен другой сценарий: архитектурная фирма «обрастает» подразделениями, выполняющими строительно-отделочные функции, осуществляют поставки эксклюзивных материалов и оборудования. Такие слияния диктуются рынком, ведь один вид бизнеса дополняет другой и они весьма рентабельны (15-25%), и привлекательны.

Направление оказания услуг «в одном флаконе» отличается тем, что заказчик работает с одними и теми же людьми на протяжении всего проекта, которые сами закупают строительные материалы, согласовывают бумаги, выполняют отделочные работы – такая неразрывность цикла и прельщает сторонников комплексного подхода. С другой же стороны, когда архитектурная фирма является автономной и выдает проекты не для конкретных строителей, а подготавливает всю тендерную документацию, с которой может работать любой строитель. Изначально качество архитектурного проекта в этом случае будет на порядок выше. Второй аспект: если строителей подбирают по направлениям цена, качество, рекомендации, сроки, архитектора же ищут исходя из понимания стилистики, в этом случае превалирует не материальный фактор, а творческое начало. Если у себя в штате иметь архитектора, то он будет перекрывать собой, лишь небольшой спектр, и фирме не удастся удовлетворить всех заказчиков. И третий аспект, принимая во внимание который, не стоит смешивать эти ремесла: архитектор представляет интересы заказчика, он делает и ведет проект, и осуществляет «авторский надзор» за строителями. А если строители будут оказывать влияние на архитекторов-дизайнеров, тогда связь между ними и заказчиком теряется.

Классификация участников данного рынка кажется прозрачной на первый взгляд: специализирующиеся на городских объектах проектные институты; частные и офисные интерьеры находятся в ведении малых архитектурных фирм, имеющих в среднем от 3 до 5 сотрудников, реже 10-15 человек; остальные субъекты – это многочисленные орды свободных художников.

Стоимость работы дизайнера-архитектора

В этом бизнесе за истекший десяток лет вырисовались вполне конкретные цены на работы дизайнеров, архитекторов, проектировщиков и декораторов. Обозначился спектр услуг, которые способны оказывать дизайнеры и архитекторы заказчику. К ним относятся: только проектирование и визуализация или разработка макета; разовые работы; «проект до гвоздя»; «объект под ключ». Рестораны и бутики, офисные помещения некоторыми специалистами считаются более денежными и интересными.

Эх, в дизайнеры пойду

Перед тем, как идти, нужно определиться куда. Все зависит от образования (архитектурного, художественного), от склонностей, либо от конъюнктуры рынка. Так дизайнер-архитектор и проектировщик занимаются средой человеческого обитания. Декораторы или дизайнеры-оформители доводят ее до ума, после них за дело принимаются дизайнеры по интерьеру. Еще одной возможной сферой применения таланта является оформление выставок и ландшафтный дизайн.

Оплата услуг выставочного дизайнера составляет 5-10% от стоимости монтажа. Учитывая, что стоимость одной выставки составляет от 50 до 200 тысяч американских долларов, выполнение оного заказа приносит дизайнеру примерно 5 тысяч евро, а в некоторых случаях и больше. Возможна и другая методика ценообразования, когда за единицу измерения принимается метр квадратный и проценты дизайнера-оформителя рассчитываются исходя из следующей цифры – 60-100 долларов. Как видно из сказанного, человек, обладающий набитой рукой и вкусом, владеющий искусством облагораживания окружающего мира, имеет море возможностей.

Первые шаги можно делать интуитивно – строительство продвигается, квартиры имеются, а интерьеры отсутствуют, значит нам туда. Можно пойти другим путем, но более дорогостоящим, а именно заказать исследование конкурентного окружения (сбор сведений на действующие архитектурные организации), потенциала рынка дизайнерских, архитектурных и ремонтно-отделочных услуг в секторе физических лиц и в корпоративном секторе (тенденции и характеристика, динамика, мотивация принимающих решения лиц о найме фирм и пр.) Затраты на подобное исследование 1500-2000 долларов и более, однако благодаря нему компания может выйти на незанятые сегменты рынка и существенно увеличить свою прибыль.

Проектирование домов – бизнес не капиталоемкий. Для организации своего скромного архитектурного бизнеса, больших вложений не потребуется. Свободные предприниматели – дизайнеры обходятся без офисных издержек, работая дома и зачастую без лицензии. Студии или бюро, статус обязывает иметь лицензию на осуществление проектной деятельности. А еще — офис, который в свою очередь должен вызывать интерес, а не быть просто «набором комнат», в которых понаставлены столы, усеянные чертежами. Над столами не должны грустно «чахнуть» девочки и мальчики – проектировщики. В офисе должна быть хорошая мебель и обязательно необычный качественный дизайн (чтобы оставить первое положительное впечатление у потенциального заказчика).

Программное обеспечение и компьютеры представляют собой основные затратные статьи начинающего дизайнерского бюро. Подходящий компьютер обойдется примерно в 3 тысячи долларов, плюс сканеры, принтеры и программное обеспечение (у нас в России, по известным причинам, в основном контрафактные). 

Помимо того, есть три момента, на которые также следует обратить внимание, как при старте, так и в дальнейшей деятельности небольшого архитектурно-дизайнерского бюро, занимающегося обустройством коттеджей и дизайном квартир или помещений офисного плана. К ним относятся – работа с клиентом, проектирование и управление.

Российскому рынку дизайна, огромная доля которого находится в тени, постепенно становятся свойственными атрибуты, присущие развитым странам. Компаниям, занимающимся промышленным дизайном отводится около 82%, дизайном графическим — 60%, мультимедийным дизайном – 16%, исследованиями в области дизайна – около 20%. Дизайну интерьеров отводится ни много, ни мало, порядка 48%. По статистическим данным министерства строительства и архитектуры, разработка одного дизайн-проекта составляет сегодня 4-5% всей стоимости строительно-ремонтных работ, с учетом стоимости строительных материалов. За рубежом же доля дизайн-проектирования интерьеров в цене несравнимо выше, и составляет минимум 10%.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD» — по материалам Энциклопедии начинающего предпринимателя.
© www.bisgid.ru

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама

Подписка на обновления
   
Виждет для яндекса

Читайте новые бизнес-идеи с сайта Bisgid.Ru на домашней странице в яндексе

добавить на Яндекс
Оценить сайт
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.