Сегодня — 8 декабря 2016

Нейминг - как назвать бизнес

 

Создание эффективных названий для бизнеса называется неймингом

Еще много веков назад среди моряков появилась знаменитая фраза о том, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Имя имеет большое значение и в жизни каждого конкретного человека, оно может как способствовать успехам и карьерному росту, так и поставить крест на любых перспективах. Безусловно, и для бизнеса выбор названия имеет важнейшее, порой определяющее значение. Согласно недавним социологическим опросам, более 60 процентов людей обращают внимание на название компании, услугами которой они собираются воспользоваться, и из них каждый пятый заявил о том, что может отказаться от сотрудничества, если название компании ему не понравилось. Разработка и создание эффективных названий для бизнеса называется «неймингом» (от англ. Name – имя). 

Название компании может как отражаться в документах, так и использоваться без оформления каких-либо бумаг – это зависит от используемой организационно-правовой формы. Индивидуальные предприниматели часто используют любые выбранные ими названия, хотя официально все равно остаются ИП (например, магазин «Одежда для мам» ИП Иванова И.И), что касается акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, то в таком случае название выбирается при государственной регистрации фирмы и оформлении учредительных документов. Также, если название и другие идентификационные признаки (логотип, фирменный шрифт) планируется активно использовать в маркетинговых целях, то иногда с целью защиты прав на использование этой информации производится получение патента на данную интеллектуальную собственность.

Успех многих брендов был обеспечен, в том числе и выбором в пользу уникального и интересного названия, а также дальнейшим развитием идеи своего бренда в виде логотипа и других элементов. Многие названия компаний стали нарицательными для всей товарной группы, на которой специализируется данная компания, например компании Xerox и Pampers.


Рассмотрим основные идеи, используемые при разработке названия новой фирмы

1) Использование названия, созвучного с названием известной компании

Это зачастую используется при выведении компании на рынок, имеющий явных лидеров, с целью привлечь часть клиентов компании-лидера за счет использования схожего с ней названия. Например, салон красоты «KONE» в Санкт-Петербурге использует название, схожее с названием известной сети элитных салонов «МОНЕ» и некоторые клиенты, думая, что они идут в «МОНЕ», шли в небольшой малоизвестный салон. Согласно действующему законодательству РФ, в случае, если компания-лидер обратится в суд с иском, и он установит, что название или другие отличительные признаки Вашей компании похожи на соответствующие признаки компании-лидера до степени смешения, то может быть наложен запрет на использование такого признака. Однако, даже если этого и не происходит, то выбор такого названия может помочь Вам только на начальном этапе, затем же, все расходы на рекламу будут продвигать не только Ваши услуги, но и услуги компании-лидера (ну или бывшего лидера).

2) Использование названия, содержащего элементы, отличающие рынок компании от других других рынков

Согласитесь логично, когда итальянский ресторан называется «Giuseppe» или «Mescini», интернет-провайдеры «СкайНет» или «ДотКом», а не наоборот. Названия в данном случае отражают особенности данного рынка. Наименование в данном случае отражает всю суть деятельности компании, так как по одному названию можно понять, чем занимается данная фирма. В случае использования такого приема в названии компании могут встречаться название продукта ( «ПиццаХат», «Автолайн»), услуги ( «Идеальная чистка»), наименование рынка ( «AlfaRealty», Росгосстрах) и многое другое, так или иначе относящееся к отрасли, в которой работает компания. Также можно использовать в названии в названии слова, характеризующие свою принадлежность к определенному сегменту рынка ( «ГрандМед», «ЭлитДом», «ЭкономФуд»).

3) Использование в названии национальных и географических особенностей

Данный прием вполне тождественен предыдущему, также используется стереотипное мышление потенциального потребителя – пример с итальянским рестораном можно привести и в данном случае. Для большинства потребителей отдельные виды товаров и услуг ассоциируются с конкретными странами, т.е. модная одежда – это Италия, электроника – это Япония, шоколад – это Швейцария, игристые вина – это Франция. В связи с этим в названии можно использовать слова или выражения, относящиеся к данной стране (например, магазин элитного английского чая «5 o’clock» — в Англии в 5 часов вечера люди усаживаются на чаепитие, магазин одежды «Milano» — итальянское название города Милан – европейской столицы моды. Важно помнить, что за использование в наименовании слов «Россия», «Российская Федерация» и их производных, например, гостиница «Российская», влечет за собой возможный отказ в государственной регистрации при отсутствии согласования с соответствующими органами. Кроме того, за использование таких слов или словосочетаний полагается уплата отдельного сбора.

В нашей стране в условиях многолетнего отсутствия заграничных высококачественных товаров до начала девяностых годов люди привыкли сметать с прилавков любые вещи с англоязычным брендом на этикетке, считая их более качественными, чем отечественные товары. Такая ситуация сохраняется и поныне, что дает право говорить, что весьма оправданно в большинстве отраслей иметь англоязычное название, которое на подсознательном уровне будет внушать доверие потенциальным клиентам.

4) Использование названия, содержащего в себе сугубо формальные признаки

Прожив при советской власти десятки лет, многие люди по-прежнему живут стереотипами, оставшимися с тех времен. Поэтому такие названия как «Первая Макаронная Фабрика» или «Главагентство» внушают большое доверие определенной категории потенциальных клиентов, способны вызвать у них мнение о длительном сроке существования компании, высоком качестве продукции (все-таки «ПЕРВАЯ макаронная» и «ГЛАВагентство»). На молодое поколение и многих людей среднего возраста такой прием производит эффект, безусловно, меньший, чем на людей старше 50 лет.

В последние годы стало модным также использовать в названии компаний букву Ъ (ять) дореволюционного русского зыка. Таким ходом компания хочет внушить клиенту, что она имеет длительную историю, что в итоге приводит к повышению уровня доверия к ней.

Разработка названия – процесс очень сложный и трудоемкий. В принципе, чтобы создать эффективное название для своего бизнеса нужно заранее обозначить цели и миссию компании, рынки, на которых компания собирается осуществлять деятельность (по товарным, географическим, ценовым и др. признакам), четко видеть и понимать своего потенциального клиента.

Исходя из всего этого, специалисты рекомендуют при разработке названия помнить следующие вещи:

  • Название должно логично сочетаться с той деятельностью, которую осуществляет фирма (ни в коем случае не должна пиццерия называться «Радуга» или аптека «Счастливый день»)
  • Название должно быть достаточно коротким (1-2 коротких слова), легко запоминающимся и легко произносимым (иноязычные названия, требующие знания сложных транскрипций сложны для восприятия массовым потребителем)
  • Название должно ассоциироваться с позитивом, добром, успехом (ни в коем случае не должно вызывать отрицательных эмоций по любым причинам)
  • Название должно обладать уникальностью (это позволит Вам тратить деньги только на свою рекламу, а не на рекламу созвучных конкурентов)
  • Название должно быть оригинальным, броским (не слишком удачно называть салон красоты очередным женским именем, лучше назвать его «InStyle» или «Das ist fantastisch»)
  • Название должно демонстрировать позиционирование компании на рынке (компания, оказывающая услуги премиум-класса не должна иметь смешное или забавное название, а фирма, продающая товары низкого ценового сегмента – слишком пафосное и громкое)
  • Название должно учитывать географические и национальные особенности тех регионов, где планируется деятельность том числе и значение названия в разных языках и диалектах)
  • В современных условиях при выборе названия нужно ориентироваться и на наличие соответствующего свободного доменного имени в Интернете (особенно, если компания планирует активную рекламу или сбыт через сеть)
  • Оптимально, если разработка названия, логотипа и фирменного стиля происходит одновременно одной и той же командой людей. Это позволит избежать эффекта «испорченного телефона» и режущей глаз несогласованности между названием компании и логотипа. 

Автор: Владислав Комаров
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама

Подписка на обновления
   
Оценить сайт
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.