Что не стоит писать в бизнес-плане
Краткое описание позиций не желательных для отражения в бизнес-планах.
Не стоит писать в бизнес-плане
1. Подробное описание существующих услуг и продуктов.
Домашней работе, конечно, следует уделять внимание, однако не стоит переусердствовать. Так многие бизнес-планы необоснованно «раздуты» за счет подобных описаний. Если потенциальному инвестору из первых нескольких страниц не будет понятна суть, то следующие сорок пять, не помогут.
2. Информацию о составе управленческой команды, в особенности тех членах, которые в нее на самом деле не входят.
Люди должны либо работать с вами и входить в команду, или же нет. Следует поосторожнее быть с «консультантами», зачастую инвестор выражает желание побеседовать с ними, поэтому обеспечьте их вхождение в курс вашего бизнеса. Важным моментом является распространенное, но ошибочное мнение о том, что инвестор, прежде всего, читает аналитическую записку – на самом деле он зачастую желает ознакомиться с биографиями, ведь деньги вкладываются в способности людей, а не в то, что написано на бумаге. Поэтому, старайтесь давать правдивые характеристики всем членам своей команды.
3. Понятий, как-то «уникальная услуга (продукт) не имеющая аналогов», «отсутствие конкуренции», «обширный рынок сбыта», «простота продаж» в бизес-плане быть не должно.
Конкуренция имеется в любой отрасли, как и возможность существования схожих услуг и продуктов. Обширным рынок может быть только ограниченный период времени, а реализация бизнес-проектов никогда не отличалась простотой.
4. Маркетинговый план, предусматривающий, что за вашу идею кто угодно и в любое время готов выложить огромные деньги.
Основывайтесь только на реалистичные прогнозы!
5. Ложные и раздутые биографии основоположников бизнеса, членов совета директоров и пр.
Придерживайтесь действительности!
6. Словесные обороты типа: «финансирование обсуждается или обещано».
Третьего не дано – договоренность о финансировании и полученные средства либо есть, либо их нет.
7. Финансовый прогноз только с годичной градацией.
Не поленитесь сделать ежемесячную раскладку для первого года, с отдельным указанием первоначального финансирования и операционных затрат, и последующую поквартальную разбивку на будущие 3-5 лет. Следует наглядно показать каким образом и когда будут возвращены денежные средства, вложенные инвестором в случае успеха проекта. В первую очередь их интересует степень окупаемости своих инвестиций, а не ваши предположительные доходы. Их волнует, когда вложенные деньги к ним возвратятся.
8. Неточный и необоснованный анализ рынка.
Если вы не имеете способней к оценке рынка с использованием количественных показателей с учетом рыночной доли, заказчиков, перспектив и пр., значит, вы не в полной мере владеете ситуацией на этом рынке.
9. Неточные фактические затраты.
Когда вы имеете намерения производить и реализовывать товары или услуги самостоятельно, вы должны иметь представление обо всех затратах – прямых, косвенных, постоянных и переменных и прочих.
И самый главный анти-пункт вашего бизнес-плана, присутствие которого категорически недопустимо.
10. Финансовые показатели в виде кривой хоккейной клюшки.
Ниспадающая в начале проекта и растущая в бесконечность «клюшкообразная» кривая, имеет нереалистичный вид и свидетельствует о вашем недопонимании особенностей конкурентной среды, ситуации на рынке и расстановки сил.
Если представленная бизнес-идея хорошая, то
кому-то захочется ее скопировать. Не забывайте о коммерческой тайне! Заказчики приходят и уходят, конкуренты – появляются и исчезают, а доходы не растут бесконечно. Реальность сурова.
Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru