Сегодня — 6 апреля 2020

Как написать бизнес-план без ошибок

 

Написать бизнес-план без ошибок – целое искусство. Бизнес-план документ серьезный, он него часто зависит благоприятный исход всего предприятия, посему и требует он грамотного подхода.

Бизнес-план появился в наших широтах относительно недавно, вместе с рыночной экономикой, поэтому нет ничего удивительного в наличии целого букета типовых ошибок, которые допускают начинающие бизнесмены.

Частые ошибки при написание бизнес-плана

Первая ошибка связана с тем, что само понятие бизнес-планирования пришло к нам с запада. Собственно, процесс его адаптации продолжается и по сей день. Нельзя забывать, что российская и американская экономика даже не родственники, посему, российский бизнес требует собственных установок на вполне законных основаниях.

Прежде всего, сказываются различия в деловой среде, такие как:

  • законодательство;
  • пакет нормативных актов;
  • система стандартизации;
  • комплекс организационно-управленческой документации по предприятию;
  • деловое общение, то есть, негласные порядки, которым подчинены взаимоотношения бизнесменов.

Нет нужны пояснять, в чем разница между российским и американском методом ведения дел. Одно то, что нашей рыночной экономике нет еще и двадцати лет, говорит о многом. Посему западные методы в планировании бизнеса у нас не пройдут, они могут пригодится только как сторонний опыт. Ведь даже мировоззрения у россиянина и американца совершенно разнятся, как, впрочем, и менталитет. Другое дело, если вы рассчитываете на денежные вливания от западных инвесторов, тогда при составлении бизнес плана стоит учитывать формулировки и акценты, наиболее близкие вашим потенциальным благодетелям. Но и в этом случае калькирование западной формы, отнюдь, не способствуют составлению бизнес плана без ошибок, не забывайте об этом!

Вторая ошибка. Невозможно найти стандартную форму по составлению бизнес-плана. Статичны, более менее, только пункты, предложенные для подробного описания деятельности вашего предприятия, и то, в зависимости от конкретной деятельности, они могут как прибавляться к списку, так и изыматься из документа.

Предпринимательская деятельность требует индивидуального подхода. Любой документ, составленный на основе уже готового бизнес-плана, окажется провальным. К тому же, свою лепту вносят потенциальные инвесторы, которые могут затребовать дополнительную информацию по вашей фирме. Если вам требуется качественный бизнес-план, то придется потратить время на его уникальность и точность. Любые шпаргалки и чужие работы могут послужить только подспорьем и косвенными подсказками.

Кстати, обращаясь в агентство для составления бизнес-плана, помните, что вы должны принимать в нем самое деятельное участие и вникать в каждую фразу, чтобы быть полностью в курсе событий.


Третья ошибка. Бизнес-планы могут преследовать различные цели. От получения инвестиций, выдачи кредита, гранта, заключения сотрудничества до прослеживания дальнейших путей развития. Каждый случай требует особого подхода. Кстати, отдельное внимание стоит уделить психологическим особенностям оппонентов и их интересам.

В идеале, если вам необходимо охватить несколько позиций, имеет смысл составить разные виды бизнес-плана.

Зачастую разработчики не справляются с расстановкой акцентов, утяжеляя разделы ненужной информацией или оставляя пробелы. В результате документ лишен стройности и четкости изложения. К примеру, банки интересует только финансовая история предприятия, его имущество, кредитоспособность и незапятнанное прошлое.

Иностранные инвесторы вдумчиво изучают раздел, посвященные человеческим и производственным ресурсам компании. Других больше интересует собственная выгода и минимальный риск. Но не стоит сбрасывать со счетов раздел, анализирующий потребительский рынок и состояние дел конкурентов. Он может оказаться решающим.

Прежде чем вносить подробную информацию по предприятию в тот или иной раздел, продумайте его предназначение и просчитайте запросы возможных оппонентов.

Четвертая ошибка. Нельзя относиться спустя рукава к маркетинговому исследованию, используя фиктивную или непроверенную информацию. Эти исследования не должен проводить новичок или далекий от маркетинга человек. Каждый начинающий предприниматель хоть раз держал в руках бесценный труд Филиппа Котлера и видел раздел, посвященный маркетинговым исследования. Казалось бы, нет ничего проще, чем подставить свои данные в готовую схему. Да только мы живем не в Америке, каждый бизнес имеет свои особенности, а рынок переменчив, как, собственно, и вкусы потребителей. Если вы составляете бизнес-план самостоятельно, для разработки этого раздела придется углубиться в специализированную литературу или обратиться к услугам специалиста.

Помните, маркетинг это просто некая сумма знаний, авторы книг доносят до нас свой личный опыт, уникальный в каждом случае. Никто из них не является истиной в последней инстанции. Любая информация, полученная из подобных источников, нуждается в адаптации и критическом анализе, дабы отделить зерна от плевел и посеять в родную бизнес-почву лучший семенной материал.  

Нас во многом отбрасывает назад многолетний опыт планово-распределительной экономики, лишенный объективности и слабое понятие о конкурентной среде. Бизнес не прощает лени, это игра на выживание. Вы должны знать, что происходит вокруг, и чем дышат ваши соперники. Оперативное реагирование на любые перемены окупится сторицей.

Пятая ошибка. Бизнес-план прежде всего нужен вам. Это не фиктивный документ, поэтому он должен быть правдив. Все необходимые расчеты должны быть сделаны с точностью до последней цифры и опираться на исключительно свежий и качественный материал. Любая попытка приукрасить действительность чревата неприятностями.

Банки, частные инвесторы и потенциальные партнеры предпочитают проводить собственную проверку по достоверности информации, если они обнаружат несоответствие в каком-либо из разделов, вы сможете поставить на своей затее жирный крест.

Ошибка шестая. Бизнес-план в какой-то степени документ продающий, его задача – представить ваш товар в лучшем виде и заинтересовать им возможного приобретателя.

Особое внимание стоит уделить стилю изложения. Не стоит слагать хвалебные оды будущему предприятию, расписывая голословно выгоды и эфемерные доходы от него. За вас должны говорить цифры и ненавязчивые побудительные фразы. Никакого прессинга и напора. Уверенность в себе, говорящие сами за себя расчеты и грамотно расставленные акценты с учетом психологических особенностей оппонентов.

Ошибка седьмая. Не стоит каждый пункт перегружать ненужными сведениями, следует четко выделить те аспекты, которые нуждаются в подробном описании. В построении фраз придерживаться лаконичности, четкости, избегать экспрессии и давления. Никаких цветистых и длинных предложений. Деловые люди не любят лирики, их выбор – информативность подачи. В какой-то степени любой текст является психологическим портретом его автора. Каждому человеку присуща своя манера изложения. Одни говорят витиевато, другие отрывисто и вообще немногословны, у третьих наблюдается словоизвержение. В данном случае вы должны подать себя как аккуратного делового человека, надежного, перспективного. Следовательно, ваш бизнес-план должен быть продуманным по всем пунктам.

Ошибка восьмая. Для солидности некоторые предпочитают перегружать текст бизнес-плана терминологией и наукообразием. Но документ должен быть, прежде всего, читабельным, информативным даже тогда, когда его просматривают по диагонали.

От текста, где глаз вязнет в тяжелом слоге мало току. Никто не захочет вчитываться в наукообразные формулировки и докапываться до сути. От предпринимателя ждут все-таки деловой хватки и надежности, а не умения вести научные диспуты.

Ошибка девятая. Не стоит преувеличивать будущие доходы или создавать ложную картину финансового благополучия. Банки, как и частные инвесторы, прежде чем выдать крупную сумму, всегда проводят личную проверку платежеспособности будущих клиентов. Но даже если ваш прием по пусканию пыли в глаза сработает, вы сами попадете впросак, когда встанет вопрос о выполнении взятых на себя обязательств. Кредиторы не станут выслушивать ваши оправдания и сетования, они в любом случае затребуют свою долю прибыли и выплаты процентов.

Ошибка десятая. Нельзя забывать, что бизнес-план вы составляете, прежде всего, для личного пользования. Он призван обрисовать объективное положение дел. Обманывать самого себя – последнее дело. Реальные цифры помогут вам в успешном ведении дел, а систематизация и развернутый отчет позволят обратить внимание не только на плюсы, но и на минусы, с последующими работами по их искоренению.

Ошибка одиннадцатая. Любой бизнес-план, для будущего предприятия или по развитию существующей фирмы, представляет собой вашу интеллектуальную собственность. В нем заложены креативные идеи, ждущие своего часа, конфиденциальная информация финансового плана, отчетная документация, ваши личные разработки по расширению бизнеса и увеличению прибыли. В ваших личных интересах не предоставлять его в распоряжение каждого встречного. Тщательно выбирайте будущих партнеров, инвесторов и других лиц, способных, по вашему мнению, оказать вам помощь. Для всеобщего ознакомления существует первый раздел – резюме – краткое описание, позволяющее ознакомиться в общих чертах с вашим предложением.

Итак, бизнес-план это солидный документ, объемный и содержащий уйму серьезной информации, проект по развитию вашего бизнеса. Именно он позволит вам уверенно шагать по пути успеха и получать объективную информацию о настоящем и о прогнозируемом будущем.

Старайтесь составлять бизнес-план без ошибок, сохраняйте серьезность и проявляйте грамотный подход к работе. Бизнес-план не только презентация идеи, но и ваше личное пошаговое руководство к действию. В ваших интересах быть в курсе всего и просчитывать свои будущие ходы ради извлечения прибыли и процветания.

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru - «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама
Оценить сайт