Сегодня — 6 апреля 2020

Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план как и всякий документ имеет свою общепринятую структуру, несмотря на то, что каждый бизнес уникален по своему и живет по собственным законам. Рассмотрим каждый из пунктов, требующих расшифровки и необходимых для полноценного бизнес-плана.

Общепринятая структура бизнес-плана

Возможности фирмы (резюме)

Структура бизнес-плана требует четкой последовательности в изложении обще-принятых пунктов, нуждающихся в раскрытии. Первый и самый главный раздел – возможности фирмы. Краткая выжимка сути предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Именно краткая форма вашей идеи первой попадется на глаза возможным инвесторам или партнерам.

Здесь же размещается информация, дающая представление о фирме и данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Прежде всего, резюме должно ответить на два вопроса:

  • Какую выгоду нужные люди извлекут для себя, приняв участие в вашем деле?
  • Какие риски принесет им участие в предприятии?

В резюме озвучиваются все направления деятельности фирмы, имеющееся или предполагаемое место фирмы на потребительском рынке. По каждому направлению выдвигаются цели и описываются пути их достижения. Также называются лица, ответственные за воплощение тех или иных установок.

Виды товаров (услуг)

В данном разделе представляют описания товаров и услуг, которые производит фирма.

Необходимо четко разграничить основные направления и второстепенные.

Прежде всего, это:

  • наименование;
  • подробное описание услуги или товара, по возможности с фотографиями и рисунками;
  • сообщение, какие потребности призвана удовлетворять продукция вашей фирмы (настоящие или потенциальные);
  • переменчив ли спрос на вашу продукцию;
  • соотношение цены и качества;
  • где и как товар будет продаваться;
  • почему потребители должны предпочесть товар вашей фирмы;
  • преимущества перед конкурентами;
  • предполагаемые недостатки и меры по их преодолению;
  • требуются ли авторские права на вашу продукцию и как решен вопрос с ними при необходимости;
  • себестоимость;
  • возможная прибыль и др.

Этот раздел представляет вашу продукцию от а до я, создавая правдивую и полноценную картину.

Рынки сбыта товаров (услуг)

Одним из серьезных разделов, входящих в структуру бизнес-плана, являются – рынки сбыта товаров. Изучение рынков сбыта поможет предпринимателю четко определить свою нишу на потребительском рынке.


Для этого надо ответить на следующие вопросы:

  • где находится предполагаемый рынок сбыта вашей продукции?
  • каковы предпочтительные сегменты этих рынков?
  • изучен ли спрос на данные товары в вашем сегменте рынка?
  • что именно способно оказать влияние на спрос?
  • могут ли измениться запросы покупателей?
  • способны ли вы вовремя отреагировать на изменения?
  • что вы сделали для изучения рынков сбыта и т.д.

Далее, в этом разделе бизнес-плана вы оцениваете:

  • потенциальную емкость рынка;
  • потенциальный объем продаж;
  • реальный объем продаж.

Без четкого понимания своей ниши на рынке сбыта, сложно выработать верный путь развития. Здесь речь идет не столько о географическом положении вашей фирмы, сколько о конкретном месте под солнцем, на которое претендует ваша фирма.

Конкуренция на рынках сбыта

Без мониторинга состояния дел конкурентов невозможно добиться успеха на выбранном поприще. Изучение их методов работы помогает учиться на чужих ошибках и выискивать еще не активированные сильные стороны выбранных вами направлений деятельности. В этом разделе надо четко и связно оценить работу конкурентов, указав источники информации и названия фирм. Описать, какие выводы вы сделали на основе полученной информации, какие сильные стороны вам следует перенять, и каких недостатков можно избежать, если заранее ознакомиться с чужим неудачным опытом. 

Здесь же потребуется провести сравнительные анализ товаров и услуг, как по ценовым категориям, так и с точки зрения качества. Вы должны получить полную картину происходящего на выбранном вами сегменте рынка, знать своих сильных соперников и вероятных, досконально ознакомиться с их манерой ведения дел во всех областях, от производства до рекламы.

План маркетинга

Это один из наиважнейших разделов, в структуре бизнес-плана. Здесь вы указываете цели и пути их кратчайшего достижения. Ваш план должен вызывать энтузиазм и вселять уверенность в победе. Он должен быть продающим, то есть цепляющим и побуждающим к действию. Инвесторы должны заразиться вашей уверенность и увидеть свою будущую прибыль. При этом описание не следует перегружать терминологией и наукообразием, оно работает на широкий круг читателей.

В наше время, когда потребительский рынок перенасыщен товаром, заставить покупателей посмотреть в вашу сторону – целое искусство. Многие качественные товары и услуги потерпели крах из-за отсутствия маркетинга как такового.

Существует несколько видов маркетинга:

  • Конверсионный маркетинг. Побуждает покупателей почувствовать нужность того или иного товара или услуги, несмотря на негативное отношение в прошлом.
  • Стимулирующий маркетинг. Помогает продвигать товары, которые почему-то лишены покупательского спроса.
  • Развивающий маркетинг. Потенциальный спрос превращает в реальный.
  • Поддерживающий маркетинг. Помогает поддерживать баланс между уровнем спроса и предложений.
  • Демаркетинг. Помогает урегулировать ситуацию при чрезмерном превышении спроса над предложением. Не позволяет покупателям усомниться в возможностях фирмы обеспечить их нужды.
  • Противодействующий маркетинг. Снижает иррациональный спрос, к примеру на алкоголь и табачные изделия.

Итак, вначале озвучиваются сегменты рынка и конкретные товары, которые нуждаются в продвижении, а также их потенциальная или имеющаяся значимость на потребительском рынке к моменту составления бизнес-плана. Затем в ход идет стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности.

То есть: 

  • стратегия сбыта и распределения. Предполагается личное распространение или нужна помощь дистрибьюторов? Если речь идет о собственной службе сбыта, но надо пояснить, требует ли эта работа дополнительного обучения персонала;
  • стратегия ценообразования. Соотношение цены и качества, себестоимость, уникальность товара, цены конкурентов. Одно помогает определить минимальную стоимость, другое показывает верхнюю и нижние ценовые планки.

План производства

Необходим лишь тем, кто собирается заниматься изготовление товаров.

Здесь надо ответить на несколько законных вопросов:

  • Местом изготовления товара станет уже существующее предприятие или нет?
  • Месторасположение производства.
  • Требуемые производственные мощности
  • Каковы основные средства и перспективы?
  • Будут ли затруднения при организации производства?
  • Источник добычи сырья
  • Схема производственных потоков.
  • Как обстоят дела с охраной природы
  • Каковы издержки?

Финансовый план

Этот раздел тоже является одной из важнейших вех в структуре бизнес-плана. Необходимо подробно описать планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

В этом разделе понадобится разработать пакет финансово-отчетных документов:

  • оперативный план (отчет). Он отражает взаимодействие фирмы и целевых рынков по каждому конкретному товару;
  • смету (отчет) доходов и расходов. Эта смета поможет определить ожидаемую прибыль и вычислить предполагаемые расходы от продажи каждого товара;
  • отследить (отчет) движения денежных средств. Приходы и расходы в процессе деятельности фирмы;
  • балансовый отчет (план). Итог экономической деятельности и финансовой деятельности фирмы за отдельно взятый период.

Обычно используются временные отрезки длиною от месяца до года.

Пояснение по приложениям к бизнес-плану

Не менее значимой частью бизнес-плана является приложение. Здесь описываются особенности будущего бизнеса или уже существующего, проявившиеся в подотчетный период и не выявленные ранее. Сюда же прилагаются копии необходимых документов по предприятию, такие как договора, сертификаты, регистрационные свидетельства и прочее.

Возможные риски

Этот раздел следует составить хотя бы для внутреннего использования.

Всегда надо помнить о возникновении рисков. Ни один бизнес-план не станет стопроцентной гарантией успеха, если не воспринять его как указание к действию. 

Поэтому отдельной графой стоит озвучить возможные риски, как-то   непредвиденные расходы, перемены на рынке сбыта, потеря части ресурсов или проблемы с производством. В противовес этим преградам заранее продумать противоядие, как минимум, приблизительное. Заранее составленные прогнозы, пусть и неблагоприятные, которые так и не сбудутся, предостерегут от многих ошибок и помогут вовремя сориентироваться в кризисной ситуации, выбрав лучшие пути решения возникших проблем.

Качественный и количественный анализ рисков исключительно в ваших собственных интересах. Начинать следует с озвучивания причин и источников рисков.

Риски делятся на:

  • хозяйственные;
  • спровоцированные природными явлениями;
  • спровоцированные человеческим фактором.

Финансовый риск застрагивает сферу отношений с кредитодателями и инвесторами.

Коммерческий риск — находится в сфере реализации товаров и услуг.

Производственный риск – связан с производством.

Собственно, мы вкратце ознакомились с каждым из пунктов структуры бизнес-плана. В заключении осталось напомнить, что этот документ является конфиденциальным, ведь помимо расчетов в нем заложена ваша интеллектуальная собственность – креативные идеи, маркетинговые наработки и многое другое. Поэтому следует с осторожностью относится к людям, которых вы намерены ознакомить с вашим проектом или вашими предполагаемыми успехами. Демонстрируйте первоначально исключительно краткую концепцию вашего бизнес-плана – резюме, и только уверившись в оппоненте, открывайте все карты.

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru - «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама
Оценить сайт