Цели бизнес-плана и основные задачи
Идеи витают в воздухе, азарт заставляет браться за различные смелые проекты. Смелость и риск всегда приманивают успех, но ваш проект не обретет плоть и кровь без бизнес-плана. Не важно, идет ли речь о запускаемом проекте или уже существующем. Бизнес-план – это поэтапное описание воплощения вашей идеи, оно требуется не только для будущих инвесторов, сотрудников, соратников. Прежде всего, это пошаговое руководство к действию. Благодаря грамотно составленному бизнес-плану вы объективно оцените свои силы, продумаете игру на шаг вперед и найдете выходы из сложных ситуаций. Этот документ описывает будущее предприятия, анализирует трудности и определяет способы решения оных.
Цели бизнес-плана
Цели бизнес-плана – головная боль каждого предпринимателя. Ведь он должен оценить рентабельность задуманного, продумать до мелочей детали и постоянно держать руку на пульсе. Без бизнес-плана любая коммерческая деятельность обречена на провал, ибо не может один человек объять необъятное и быть всегда на чеку. Поэтому приветствуется ежегодное бизнес-планирование, способствующее тому, чтобы пожелания становились реальными возможностями и имели конкретные способы воплощения. Грамотно составленный бизнес-план гарантирует победу в нелегком предпринимательском деле.
Для чего нужен бизнес-план?
Бизнес-план сегодня не просто модное слово, а серьезный документ. У нас он появился в начале 90-х годов, когда российская экономика претерпевала серьезные изменения и искала новые пути развития. Мы не будем пускаться в рассуждения, как составлялись первые бизнес-планы, которые зачастую содержали больше лирики и пространных рассуждений, чем требовалось. Ведь в советскую эпоху годовые планы спускались сверху, а руководство предприятий обязалось их выполнять с опережением сроков. К счастью, времена изменились, теперь никто не заканчивает пятилетки в четыре года и не стремится выполнить план на 200%. Уже почти два десятилетия в нашей стране правит рыночная экономика, которая, набравшись западной идеологии в области маркетинга, наконец, стала взращивать на российской почве адаптированные ростки экономических перспектив.
Сейчас каждый бизнесмен должен досконально знать, с каким багажом он выходит на тропу бизнеса, не важно, идет ли речь о начальном этапе становления предприятия или о ежегодных планах и ожиданиях. Для каждого дела на любом этапе его существования требуются финансовые вложения, трудовые и интеллектуальные. Необходимо четко представлять себе источники, откуда их можно черпать, а также прикидывать эффективность каждого из них и изыскивать новые ресурсы. Без грамотного планирования, когда все пункты расписаны и изучены досконально, не стоит надеяться на прибыльность затеи. Конечно, дотошность и скрупулезность никогда не были составной частью нашего менталитета, но значение бизнес-планирования доказало свое нужность.
Бизнес-план полезен не только для внутреннего использования, он также является своеобразной презентацией вашей идеи. Вручив документ нужным людям, вы всегда сможете заручиться их поддержкой, как финансовой, так и моральной. Следовательно, от правильного понимания для чего нужен бизнес-план, зависит судьба вашего предприятия.
Инвесторы, банки и возможные партнеры предпочитают ясность мысли и хотят знать, во что им предстоит вкладывать средства и силы. Грамотно составлений бизнес-план уверит их в вашей благонадежности и адекватности, ведь он своего рода лицо вашей фирмы.
Сложно коротко сформулировать — для чего нужен бизнес-план. Но, если попытаться, то это — четкость, привлекательность, лаконичность и уверенность в каждом пункте, помноженные на профессионализм и умение себя преподнести. Конечно, можно обратить к специалистам, которые в два счета опишут вашу идею в самом лучшем виде, но этот способ слишком опасен, так как никто кроме руководителя и вдохновителя идеи не способен до мелочей просчитать каждый вздох своего детища. Если вы все-таки решите заплатить профессионалу, то принимайте живейшее участие в процессе создания документа, пусть профессионал только облекает ваши мысли в грамотные формулировки.
Задачи бизнес-плана
Итак, мы выяснили, что бизнес план является инструментом, который применим во всех- сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования, указывает конкретные цели и пути их достижения. Собственно, бизнес-план это своего рода научно-исследовательская, аналитическая и проектная работа, которая призвана вывести ваш бизнес к вершине успеха. Это документ постоянный, который каждый год претерпевает легкие изменения, связанные с новыми веяниями и задачами, поставленные перед фирмой.
Грамотный бизнес-план опирается на:
- на значимость нового товара (услуги) на потребительском рынке и ее качественных отличий от продукции конкурентов;
- глубокий анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, с учетом плюсов и минусов данного предприятия, а так же изучение ошибок и достижений конкурентов;
- поиск способов достижения поставленных задач.
Бизнес-план поможет вам в решении стратегических и тактических задач:
- оценка организации управления и наличие финансовой базы в данный отрезок времени;
- поиск новых путей развития предприятия, с учетом сильных сторон и слабых;
- выяснение, требуется ли привлечение инвесторов для роста прибыли.
В бизнес-плане обосновываются:
- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;
- выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;
- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
При помощи этого документа вы сможете выбрать необходимую стратегию и тактику, ведущую к увеличению прибыли, наметите пути продвижения вашей продукции на рынке потребителей, определите зоны риска и найдете способы понизить их опасность благодаря защитным приемам. Главное помнить, что материализованные на бумаге задачи, продуманные, наделенные намеченными путями решений, верное оружие в битве за прибыль и потребителя.
Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru - «Бизнес GiD»