Сегодня — 8 декабря 2016

Привлечение инвестиций в бизнес

 

Практически невозможно представить предпринимателя, который на определенном этапе развития своего бизнеса не испытывал необходимости в таком финансовом инструменте, как привлечение инвестиций. Потребность в инвестициях испытывают не только начинающие предприниматели. Проблемы привлечения инвестиций возникают, зачастую, у предпринимателей, бизнес которых уже достаточно хорошо развит и приносит, казалось бы, стабильный доход. Дополнительное финансирование, которое не может быть обеспечено собственными средствами предприятия, требуется при проведении мероприятий по масштабному расширению производства, техническом перевооружении производств. Привлечение инвестиций, кроме того, бывает единственно возможным способом финансирования дорогостоящих опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Инвестиционная привлекательность бизнеса для потенциальных инвесторов складывается как из множества вполне объективных, так и определенного количества субъективных факторов. Не вдаваясь в долгие рассуждения об объективности и субъективности факторов инвестиционной привлекательности того или иного бизнеса, следует отметить главный момент. Каждый предприниматель должен, прежде всего, твердо усвоить, что ни один инвестор никогда не будет вкладывать деньги в проект, даже самый перспективный с точки зрения соискателя, пока не убедится, что движение денег в компании контролируется соответствующим образом. Кроме того, привлечение инвестиций в бизнес совершенно невозможно, если тщательным образом не подготовлено инвестиционное предложение. Инвестиционное предложение – объемный документ, призванный убедить потенциального инвестора в том, деньги, вложенные в бизнес, не только принесут ожидаемый доход, но и могут быть без затруднений выведены из бизнеса в оговоренные сроки. Один только перечень информации, которую необходимо не только включить в инвестиционное предложение, но должным и образом структурировать, займет не одну страницу. Да и сил на подготовку подобного документа потребуется немало. Однако попытки договориться с инвесторами, без тщательной подготовки инвестиционного предложения, заведомо обречены на провал. Зачастую предприниматели напрасно тратят время, причем не только свое, но инвестора, пытаясь объяснить «на пальцах» все достоинства и преимущества своего бизнеса. Кроме того, работа над инвестиционным предложением помогает предпринимателю лучше разобраться в собственном бизнесе.

Основные способы привлечения инвестиций – это инвестиции в уставной капитал и долговое финансирование. Отличия между этими способами заключается в том, что при инвестировании средств в уставной капитал компании инвестор становится акционером, приобретает права на долю в бизнесе. Долговое же финансирование характеризуется тем, что инвестор становится кредитором, а инвестированные средства оформляются в виде задолженности.


Конечно, инвестициями в уставной капитал и долговым финансированием бизнеса способы привлечения инвестиций не ограничиваются. Имеют место и комбинированные способы, такие как конвертируемые облигации, банковские кредиты под залог акций предприятия, и некоторые другие. Причем, при определенных обстоятельствах и условиях инвесторы, предоставляющие комбинированные способы инвестирования, имеют возможность переводить инвестиции из одной категории в другую и обратно.

Привлечение инвестиций в виде инвестиций в уставный капитал и долгового финансирования в свою очередь делятся на несколько видов и категорий. Так, инвесторы в уставной капитал делятся на финансовых и стратегических инвесторов.

Основное отличие финансового инвестора от инвестора стратегического заключается в том, что он не стремится к приобретению контроля над компанией и заинтересован лишь в сохранении существующего менеджмента компании. Интерес финансового инвестора к финансируемому проекту заключается в получении максимальной прибыли при минимальных рисках. Стратегический инвестор оценивает проект не с точки зрения прибыльности, а с точки зрения получения дополнительных выгод для другого вида предпринимательской деятельности. Именно поэтому стратегический инвестор, как правило, имеет значительное представительство в совете директоров компании-реципиента. Российская специфика стратегического инвестирования заключается в том, что инвестор стремится к получению полного контроля над финансируемым бизнесом.

Наиболее часто используемые в России формы долгового финансирования – облигационные займы и долгосрочное кредитование. Проблемы привлечения инвестиций в форме облигационных займов заключаются, с одной стороны, в слабо развитой инфраструктуре рынка ценных бумаг, с другой стороны, выгодное привлечение средств на внешнем рынке подразумевает внутреннюю реорганизацию и раскрытие информации о компании для рынка. Менее затратный способ привлечения инвестиций – долгосрочное кредитование. Однако банки не очень хотят кредитовать начинающих предпринимателей, а для долгосрочных инвестиций в действующий бизнес у большинства российских банков элементарно не хватает средств.

Владелец бизнеса или менеджер компании-реципиента, рассматривая способы привлечения инвестиций, должны обязательно учитывать еще один очень значимый фактор. Это фактор риска невыполнения финансовых обязательств перед инвестором. Если для финансирования проекта было использовано долговое финансирование, то невыполнения обязательств неизбежно повлечет за собой реализацию залога. Вполне возможно в таком случае и возбуждение процедуры банкротства. Привлечение инвестиций в виде инвестирования в уставной капитал компании в случае невыполнения обязательств также создаст у инвестора определенное мнение о результатах работы управленца.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемы привлечения инвестиций в бизнес складываются, в основном, из двух основных факторов. Во-первых, нежелания, а иногда и неспособности, предпринимателей составить грамотное инвестиционное предложение. Во-вторых, при всем многообразии существующих способов привлечения инвестиций, доступных возможностей финансирования у малого и среднего российского бизнеса на самом деле не так много.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама

Подписка на обновления
   
Оценить сайт
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.