Сегодня — 6 апреля 2020

Статус индивидуального предпринимателя

 

Трудно поспорить с утверждением, что одним из самых первых шагов любого начинающего бизнесмена к началу предпринимательской деятельности должно стать понимание социально-психологической сути предпринимательства и его функции и роли в современном обществе. Осознание того, что деятельность предпринимателя не ограничивается только экономикой и извлечением прибыли, а проявляется в самых разнообразных сферах социальной жизни, поможет начинающему бизнесмену не только достичь успеха, но и занять достойное место в обществе.

История появления индивидуального предпринимателя

Термин предприниматель появился в средние века в Западной Европе. Первоначально он относился к организаторам парадов, различных музыкальных и увеселительных мероприятий. Кроме того, предпринимателями называли организаторов проектов в строительстве и производстве. Стоимость таких проектов и представлений всегда оговаривалась заранее, поэтому предприниматель не только самостоятельно распоряжался прибылью от реализации проекта, но нес всю ответственность за возникающие убытки. Позднее, начиная с семнадцатого века, предпринимателями стали называли граждан, которые заключали с государством договоры на выполнение каких-либо работ, поставку определенного перечня продукции или выступали посредниками между заказчиком и исполнителями.  Именно с этого времени наряду с организационными функциями и функциями руководства предприятием основными отличительными чертами предпринимателя становятся деятельность в условиях рисков и ответственности за результаты деятельности предприятия. Еще одной важной вехой в развитии предпринимательской деятельности стало разделение функций предоставления капитала и непосредственно реализации предприятия. Первые развернутые социально-психологические портреты различных типов предпринимателей дали в начале двадцатого века немецкие социологи М. Вебер и В. Зомбарт.

Немалую роль в развитие представлений о психологии предпринимательской деятельности внесли российские ученые С.Н. Булгаков и П.Б. Струве. Отличительной особенностью работ российских ученых можно назвать повышенное внимание к проблемам общения и взаимоотношений между участниками предпринимательской деятельности. Во главу угла ставилась не только хозяйственно-экономическая, но и духовно-экономическая составляющая. По мнению авторов, хозяйское отношение должно включать в себя наравне со стремлением к получению наибольшего дохода, стремление к расширению и сохранению удовлетворенности работающих в предприятии людей.

Современный статус ИП

Современные представления о предпринимательской деятельности, хотя и условно, выделяются функциональный, или как его еще называют, функционально-ролевой, и структурный подходы. Функционально-ролевой подход рассматривает современную предпринимательскую деятельность как социально-экономическую деятельность, направленную на реализацию функций социального и экономического развития. Причем, некоторые ученые склонны ограничивать функции предпринимателя чисто экономической сферой. Другие мыслители связывают феномен предпринимательства со всеми видами человеческой деятельности.


Современный анализ экономических функций предпринимательской деятельности, с одной стороны, подчеркивает роль бизнесмена как исключительно хозяйственного субъекта, который осуществляет функции наилучшей комбинации имеющихся финансовых, организационных, информационных и человеческих ресурсов для максимального удовлетворения спроса и извлечения прибыли. С другой стороны, подчеркивается роль предпринимателя в поиске и создании инновационных возможностей и комбинаций в экономике.

Таким образом, функциональный подход рассматривает предпринимательскую деятельность обезличенно, без привязки к определенным характеристикам конкретного субъекта. На самом деле: в современной литературе по менеджменту среди необходимых признаков предпринимательства не рассматриваются такие аспекты, как владение собственностью и персональная ответственность за риски. Такой подход практически стирает различия между менеджерами различных уровней и предпринимателями.

Структурный подход, напротив, идентифицирует современных предпринимателей как особую социальную группу. С юридической точки зрения предприниматель определяется как самостоятельный субъект, который осуществляет на свой риск некоторую деятельность. Причем деятельность эта направлена на регулярное извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность может осуществляться лицом, зарегистрированным в этом качестве предпринимателя в установленном государственными органами порядке. Такое определение предпринимательской деятельности фактически включает в себя, за исключением наемного труда, все виды деловой активности. Т.И. Заславская эмпирически выделила и идентифицировала представителей предпринимательского слоя в современном обществе России. В рамках бизнес-слоя Заславская выделяет подгруппы, которые различаются условиями и содержанием предпринимательской деятельности.

Первую группу составляют собственно предприниматели, которые являются одновременно владельцами и руководителями своего предприятия. Во вторую группу включены так называемые «полупредприниматели» – люди, которые совмещают предпринимательство с наемным трудом. В этой группе можно выделить руководителей и рядовых работников. Третья группа представлена менеджерами, которые осуществляют функции руководства и распоряжения ресурсами, но не являются собственниками предприятия.

Подготовлено для: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама
Оценить сайт