Сегодня — 10 декабря 2016

Разработка стратегии бизнеса: стратагемы

 

Возведение собственного бизнеса и взаимоотношения с конкурентами, а так же поиски собственного места под солнцем потребительского спроса во многом сродни планированию военных действий. Глава предприятия в какой-то степени генералиссимус, который жаждет победы. Он должен быть отменным стратегом и бойцом.

В ХХ веке, когда промышленная революция окончательно восторжествовала, вспомнили весьма кстати о бессмертном труде «Искусство войны» великого китайского стратега и военачальника Суньцзы. Сотни лет эта книга считалась классикой китайской военной науки. И, попав в Европу, она быстро обрела почитателей и ценителей утонченной китайской мысли, сам Наполеон считал ее своей настольной книгой. Позже, в ХХ веке, эти стратегии стали переиначиваться в более мирное русло, к примеру, им нашли применение в области развития бизнеса.

Суньцзы предлагал идти на захват новых рубежей, а не останавливаться на достигнутом. Согласно этому, конкурентное поведение вряд ли можно оценивать как стратегическое, ведь фирма следует давно проложенным чужим курсом, слегка улучшая то, что давно хорошо известно. Подобное положение дел Суньцзы величал не иначе как «осадой крепости». Его стратегии актуальны и в ХХI веке, более того, вряд ли они потеряют свою актуальность и в следующем тысячелетии.

Выбрать стратегию, наиболее подходящую для бизнеса дело трудное. Ведь мало выбрать одну из схем, важно чувствовать силы идти до конца и обрести умение ею пользоваться.

Разбить замыслы. Стратегия для бизнеса № 1

Если заранее узнать о том, что готовит противник, то можно разбить его замыслы наголову. Конечно, здесь не идет речь о промышленном шпионаже или подрывной деятельности в стане конкурентов. Эта стратегия подразумевает отслеживание тенденций общества, интуитивные поиски инноваций, изучение новых научных исследований в целях поиска золотой жилы, которая вот-вот из области науки переметнется на службу потребителям. Именно там витают самые лучшие бизнес-идеи.

Для этого пути мало собирать мнения клиентов, ведь это сродни «осаждению крепости». И просто необходимо проповедовать широту взглядов, не замыкаясь в узкой отрасли выбранной специализации. Ведь сигналы обычно приходят оттуда, откуда их никто не ждет.

Бизнес-идеи хоть и витают в воздухе, но не отличаются эфемерностью, у них есть истоки. Самый удачный ход, найти новое решение какой-либо проблемы, позволяющий удовлетворить потребность массового характера.


Итак, откуда берутся бизнес-идеи?

Это не так трудно, как кажется, ведь общество меняет свои взгляды и вкусы постоянно, так же как и кумиров.

К тому же, поведение потребителя предсказуемо в некоторых случаях. Так, первоначально, на одном из этапов развития нового товара, покупатель предпочитает продукт усредненного образца, недорогой, естественно и в меру качественный. Тот же товар с чертами индивидуальности и по завышенной цене его не заинтересует. Но, по прошествии времени, устав от однообразия, покупатель с удовольствием переключится на оригинальные решения старых товаров. Тот производитель, что вовремя учуял перемены и первым предложил свой товар, срывает банк.

Перемены в отрасли, где работает предприятие, тоже скрывают в себе источник бизнес-идей. Если поду ветер новшеств, главное вовремя его уловить и подчинить своим целям. То же касается и технологических процессов. Здесь все просто, если предпринимателю удалось вычислить тот минус, который утяжеляет процесс и ограничивает количество выпускаемой продукции, то решив эту проблему, он получает в свое распоряжение источник дохода. По этому пути некогда пошел японец Тамон Иваса, который устранил слабое звено в автомобильной промышленности, а именно, решил проблему ночного освещения на дорогах. Он придумал дорожный отражатель, посылающий свет во все направления. Это устройство принесло ему баснословную прибыль.

Правда, когда новшество принимает массовый характер, оно постепенно сдает свои рубежи, так как находятся другие предприимчивые личности, ищущие более продуктивные решения.

Глобализация тоже может принести свои плоды. К примеру, столь модный ныне перенос производства в те страны, где рабочая сила стоит дешево. Или же когда на провинциальный рынок приходит солидная корпорация, которая преобразует местные обычаи и устанавливает свои высокотехнологичные порядки.

О пользе научных открытий уже упоминалось, с учетом семимильных шагов технического прогресса, в этой области ловить бизнес-идеи представляется особенно актуальным.

Серьезным источником может стать и неожиданный результат, который никто не ожидал получить в определенной сфере деятельности.

Достаточно вспомнить то, как в нашу жизнь пришли компьютеры, которые создавали исключительно для нужд ученых и не видели им применения среди обычных людей. Только IBM почуяла выгоду и удовлетворила запросы бизнесменов и других солидных людей. И вот фирмы, которые разрабатывали солидные научные агрегаты и не посчитали возможным откликнуться на примитивные запросы потребителя, давно исчезли с лица бизнеса, тогда как IBM давно завоевала себе имя. Правда, уловить это результат можно лишь в том случае, если компания не расценит случившийся казус как ошибку, а извлечет из него новый опыт и выгоду.

Конечно, успехи соперников и их ошибки тоже являются ценнейшим источником для новых идей.

Новые отрасли, ранее не виданные, вообще являются невспаханной целиной, но они существует лишь для тех, кто готов рисковать.

Итак, стратегия № 1 подразумевает постоянные исследования и наблюдения за окружающим миром с целью обнаружения свободной ниши или слабого звена.

Разбить союзы. Стратегия для бизнеса № 2

Новые рынки появляются тогда, когда благодаря научным разработкам и технологиям есть возможность привнести нечто новое и ранее неизведанное. Этот путь очень дорогостоящ. Для союзного стратегического управления необходимы менеджеры, которые способны воспринимать научно-технические достижения и отслеживать инновации. В их обязанности входит как уловить это самое новшество и время, когда следует запускать его в дело, вкладывая средства в развитие, так и установить тот момент, когда вложения не требуются, и пришла пора выдоить это новшество до конца.

Конечно, внутри отрасли союзы ограничены, зато межотраслевые связи практически неисчислимы.

  «Разбить союзы» это значит грамотно произвести стратегический выбор товара и рынка, которые либо процветают, либо только появляются на свет.

Разбить войска. Стратегия для бизнеса № 3

Всегда есть те, кто давно и прочно занял свое место в отрасли или на рынке и вовсе не намеревается подвинуться. Но и они подвержены колебаниям, которые периодически вносят смуту в тот или иной рыночный сегмент.

Первый вариант, когда сама отрасль сдает позиции и часть представителей рынка выражает недовольство своим положением, последователи стратегии № 3 начинают искусственно страивать катаклизмы в надежде сбросить соперников и уцелеть.

Второй вариант, когда отрасль набирает мощь, конкуренты занимаются усилением своих рубежей, появляется возможность поймать свою птицу счастья, опередив конкурентов.

Третий вариант подразумевает развитие событий более агрессивное, когда в отрасль прорывается чуждая корпорация, которая скупает мелких представителей бизнеса и сплачивает в единое войско.

Здесь пути следования таковы.

Возможность выбора продукции. Люди давно желают иметь выбор товара, как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Производитель, который за скромные деньги обеспечит эти преимущества, становится фаворитом.

Масштабность производства, в том случае, если он него зависит удешевление процесса.

Причем, масштабность может касаться даже лишь одного из пунктов:

  • Новые технологии и наука
  • Финансирование
  • Закупка сырья
  • Производства и хранение товара
  • Реклама
  • Гарантийное обслуживание

Когда компании почувствуют, что почва уходит у них из-под ног, они начнут проявлять агрессию и рано или поздно допустят ошибку.

Преимущество технологическое, основанное на патентах, разработках и прочем станет серьезным препятствием для новичков, которые захотят попробовать свои силы на рынке.

Война брендов тоже вносит свою лепту в деморализацию. Если на поле боя появляется бренд более известный, то потребители вполне могут изменить своим привычкам. Правда, только в случае адекватной цены на предлагаемый товар.

Когда компания вторгается на чужую территорию, ей следует сохранять постоянную боевую готовность. Любой стратег предпочтет всласть налюбоваться, как будут складываться отношения у новичка с ветеранами рынка, отслеживанию динамику. И уже потом выстраивать свою линию поведения.

Осаждение крепости. Стратегия для бизнеса № 4

Это значит следовать проторенными тропами из боязни оступиться. Выискивать у соперников новшества и тут же повторять их, слегка модернизируя. Здесь негде развернуться стратегии, это просто тактическая война, которая высасывает силы и энергию. А играть полагается по установленным правилам без самодеятельности. И правила эти установлены более сильными соперниками.

Заключение

В целом, все стратегии можно разделить на две категории.

Предпринимательская стратегия. Когда компания проникает в новые сферы бизнеса, ищет пути развития, не боится риска и участи первопроходца. Такие фирмы идут впереди прогресса, а уже следом за ними конкуренты ищут способы дополнить и усовершенствовать товар.

Конкурентная стратегия. Ее используют те, кто боится будущего и предпочитает переждать на месте любые намеки на инновации. Почитатели этой стратегии предпочитают проторенные тропы и синиц в руках, поимка журавлей для них это неоправданный риск.

Выбрать нужную стратегию ― целое искусство. Зато это практичный подход к собственному бизнесу. 

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама

Подписка на обновления
   
Оценить сайт
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.