Сегодня — 6 декабря 2016

Основные принципы продуктивного делового общения

 

Хорошие управленческие качества, – как правило, следствие не столько врожденных талантов, сколько планирования и обучения искусству управлять. Первое — необходимое условие успешного менеджмента – переход от устных указаний к письменным. Звонки и спонтанные постановки задач стоит перевести в письменный вид. Приоритеты и ценности компании, цели и задачи, стоящие перед ней, нужно согласовать с бюджетом и ресурсами, подробно прописать и довести до сведения всех сотрудников. Такой подход – единственный путь к эффективному управлению: в таком случае, сотрудники будут точно знать, как действовать в стандартных ситуациях и смогут применить инициативный творческий подход в обстоятельствах форс-мажора.

К сожалению, разумное намерение прописать корпоративные правила часто становится бессмысленным из-за распространенной ошибки руководства: из-за попытки написать и продумать все самолично, а после поставить сотрудников перед фактами. Все документы, регламентирующие работу, должны составляться при активном участии тех, чью работу эти документы регулируют. При таком подходе можно рассчитывать на эффективность составленных правил, а главное – избежать «молчаливого саботажа». Выслушав и приняв во внимание мнение каждого, можно заметно скорректировать услышанное, но не учитывать мнения сотрудников вовсе – нельзя.

Как выглядит алгоритм управления? Не так уж сложно.


  • На первом этапе руководитель объясняет сотруднику общую суть новой задачи или направления.
  • В течение некоторого времени ответственный за новое направление сотрудник обдумывает поставленную задачу, собирает информацию и формулирует возможную стратегию. Он докладывает результаты (идеи, необходимые затраты, цифры, пути решения) начальству.
  • Основываясь на полученных предложениях, после нескольких обсуждений появляется «прототип» будущего проекта – с уже сформулированным планом и сроками. (Вполне возможно, выяснится, что проект не выгоден – и направление не будет открыто).
  • Если все обстоятельства благоприятны, открывается полноценный проект. На этом этапе обязательно формируются права и полномочия руководителя, сроки и задачи по проекту и прочее. Все это фиксируется в письменном виде.

Высшие менеджеры позднее могут реагировать на те или иные события в четырех типичных форматах: согласиться и не вмешиваться; отложить принятие решения; воздействовать тактически (организовать совещание, поручить кому-либо   новую задачу); воздействовать стратегически (закрыть проект, открыть новый, снять с должности руководителя проекта). Именно системность «выработки» решений (основанная на правилах и нормативах и некотором накопленном опыте) и делает возможным регулярное управление.

Огромное значение для успешного менеджмента имеют прогнозирование и планирование. Некачественные прогнозы приводят к конфликтам с клиентами и между сотрудниками, к авралам или простою. Прогнозирование и планирование – одна из важнейших задач управления, особенно это касается тех подразделений, которые позже могут стать отдельными филиалами и бизнес-единицами.

Возможности организации определяются тремя факторами:

  • ресурсы (материальные и нематериальные);
  • процессы (всевозможные бизнес-процессы: модели принятия решений и координации, фактически это пути превращения ресурсов в услуги и продукты);
  • ценности (пути определения приоритетов: как определяется важность клиента, важность идеи или отвара).

Как ни странно, успешность компании зависит вовсе не от ресурсной базы, а, прежде всего – от процессов и ценностей. Качественное управление сводится к формированию непротиворечивой и стройной системы ценностей и проникновения этой системы на все уровни служебной иерархии: сотрудник любого уровня должен уметь самостоятельно принимать решение относительно приоритетов. 

Еще одной важной особенностью «правильного» мышления руководителя является способность оперировать тенденциями, а не конкретными цифрами. Зацикленность на цифрах не дает развивать новые идеи, улавливать закономерности развития рынка и видеть скрытые возможности. 

При управлении не стоит переоценивать важность «контроля»: многоуровневая иерархия контролеров замедлит процесс и потребует слишком много ресурсов. В идеальном случае каждый сотрудник компании должен уметь контролировать сам себя.

В целом, ни одно из правил успешного управления не является истиной в последней инстанции. Усвоив общие закономерности, каждый руководитель должен уметь корректировать их, руководствуясь обстоятельствами. В некоторых случаях стоит опираться не на «правило», а на существующую реальность. 

Автор: Владислав Комаров
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама

Подписка на обновления
   
Оценить сайт
Сайт использует файлы cookie . Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.