Сегодня — 6 апреля 2020

Создание корпоративной культуры

 

Еще десять лет назад понятия о корпоративной культуре были у нас весьма расплывчатые. Когда речь заходит о корпорации, взору рисуется огромное здание, под завязку набитое людьми, несколько заводов и фабрик, глава корпорации, восседающий во главе огромного стола для переговоров. Таковы стереотипы, навеянные американским кино.

Конечно, сам термин для нас чужероден, но в переводе с латыни он означает всего лишь «объединение», а в юридическом праве разных стран фигурирует как понятие, подразумевающее юридическое лицо, организацию. Так что, корпорация может быть как огромным монстром, так и скромной конторой, где работает около десятка служащих.

В офисе люди проводят много часов, поэтому весьма важно, чтобы в стенах компании царила дружественная атмосфера и доверие. Местных конфликтов все равно не удастся избежать, но умелое управление персоналом значительно понизит риск снижения работоспособности в коллективе.

Современный менеджмент признает корпоративный дух важным инструментом в деле строительства серьезного бизнеса. Важность создания корпоративной культуры для успешного функционирования бизнеса в доказательствах не нуждается.

Организационная, она же корпоративная культура, согласно определению, это совокупность норм поведения, традиций и процедур, принятая в той или иной организации, на основе которой строятся взаимоотношения между подчиненными и начальством. Когда совершенно не похожие друг на друга люди объединяются ради достижения одной цели, они становятся командой и болеют за общую идею, а, значит, способны на любые свершения.

Для создания корпоративной культуры прежде всего важны:

  • модели поведения: общий язык, ритуалы, традиции;
  • групповые нормы: стандарты и образцы, управляющие поведением людей;
  • общие ценности: принципы и устои (качество продукции, лидерство на рынке, уважение потребителя);
  • философия организации: идеология и политика руководства по отношению к подчиненным;
  • правила игры: ограничения, стиль работы, то, что надо знать новичкам, чтобы достойно вписаться в коллектив;
  • организационная атмосфера.

Собственно, корпоративный дух это то, что объединяет коллектив, подвигает к активным действиям на благо фирмы. А носители культуры – сотрудники, как рядовые, так и наделенные властью. Корпоративная культура есть в любой организации, другое дело, насколько она привлекательна и хороша.

С чего начинается создание корпоративной культуры?

Наверное, прежде всего, с имиджа главы компании. Он является лицом фирмы и гарантом доверия, как для подчиненных, так и для потребителей.

Старшим по чину любят подражать, поэтому манера поведения начальства и его отношение к каждому члену коллектива со временем перенимается подчиненными.


От начальника ждут объективности, справедливости и профессионализма. Если глава плохо ориентируется в основах своего дела, уважения ему не заработать, он станет мишенью для насмешек, а заодно деморализует своих же подчиненных.

Далее, особое внимание следует уделить офису. В этом помещении люди проводят большую часть времени, чем комфортнее условия, тем лучше трудоспособность. Каждый член организации выполняют важную функцию, от каждого зависит общий успех, значит, и думать надо о каждом. Если у организации есть символика, то она обязательно должна использоваться в дизайне помещения. Лозунги и девизы тоже являются частью этой культуры, ведь она важна не только в стенах самой организации, но и за ее пределами.

Сотрудники должны чувствовать, что являются участниками большого общего дела и их мнение, как и проблемы, для начальства не пустой звук. За хорошую работу людей надо поощрять, только чувствуя свою нужность, человек полностью выложится ради процветания фирмы, потому что почувствует, что она в какой-то степени и его детище.

Нельзя забывать о субординации, ради слаженной работы надо проявлять требовательность к сотрудникам, но оставаться воплощением справедливости. Начальника не должны бояться, начальника должны уважать.

Корпоративная культура зачастую рождается сама, главное, вовремя уловить начало родов и помочь ей правильно развиться. Обычаи и традиции устанавливаются сами, согласно склонностям и пожеланиям людей. Совместные застолья по случаю праздников, успехов в работе, подарки на день рожденья и Новый год, поощрительные премии, совместный досуг. Но основу ритуальным церемониям закладывает глава корпорации.

Ритуалы поощрительные – одобрении организацией действий одного или нескольких сотрудников, выраженное в материальном вознаграждении или в публичном признании. Это может быть и вечеринка по поводу удачного контракта или в честь отмечания особых заслуг сотрудника перед организацией.

Ритуалы порицания призваны выражать негативную реакцию на те или иные действия сотрудника, которые не приемлемы для общего дела. Выговор, понижение в должности, лишение премии и прочее. Главное, чтобы наказания были одинаковы, как для рядового сотрудника, так и для менеджера старшего звена. В противном случае понятие о справедливости сильно пошатнется.

Ритуалы интеграции собирают служащих вместе для общих мероприятий, они позволяют сплотить коллектив вокруг организации и заставить каждого сотрудника почувствовать себя частицей единого и сильного механизма, способного достигнуть много. Это могут быть не только застолья, но и общий досуг. Выезд за город, посещения спортивного клуба, совместные поездки. Главное, чтобы мероприятия для общего досуга выбирались исходя из вкусов коллектива, а не личных предпочтений начальства. Подобные совместные походы не должны носить характер принудительный, их цель сплотить коллектив, показать, что начальство ценит сотрудников и заботится о них, хочет доставить людям удовольствие.

Проработав вместе больше года, люди притираются друг к другу, находят общие интересы, сами создают общую иерархию ценностей. Настоящий и незыблемый организационный дух рождается только за несколько лет. Этому помогает фольклор, юмористические и поучительные истории из жизни коллектива.

Мифология предприятия создается самостийно, притчи, анекдоты, истории, они либо связаны с основанием компании, либо призваны в наглядной форме продемонстрировать основные правила поведения коллектива для новичков. Героями мифов становятся люди, которые либо принесли фирме успех, либо получили всеобщее порицание.

За последние десятилетия российское общество претерпело серьезные перемены. Одним из ключевых событий прошлого века стал переход в 90-е годы к рыночной экономике. Этот шаг, столь судьбоносный для страны, не мог не отразиться на человеческом факторе. Коммерциализация общества ослабила интерес непосредственно к личности человека. Важность гармоничной атмосферы на рабочем месте и забота о культурно-образовательном уровне коллектива отошли на второй план. Тогда как именно эти аспекты являются залогом процветания современного предприятия. Теперь времена изменились, западная модель корпоративной культуры приживается и у нас.

Любому директору, любому предпринимателю, вставшему во главе фирмы, надо помнить, что человеческий фактор нуждается в человеческом отношении, и тогда коллектив ответит взаимностью, а общее дело станет действительно общим.

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама
Оценить сайт